На рубеже XIX - XX веков в создании российских витражей преобладали классическая наборная, расписная и комбинированные витражные техники. Однако, во многих доходных домах того времени встречались и иные техники, о которых предпочитали умалчивать. Речь идет об имитациях или просто подделках. Их можно отнести к особой группе декоративного остекления, техника которого имитировала мозаичные, комбинированные и живописные витражи. Собственно, она и получило название имитационной техники. Работы, выполненные в такой технике, в глазах современников не представляли особой ценности. Их пренебрежительно называли в те времена подделками, суррогатами и пр. Но появление таких подделок вызвал повышенный интерес к полихромным просвечивающим композициям, наносимым на окна и другие предметы интерьера. Российские производители не могли в эти годы удовлетворить спрос на них. Да и стоимость «настоящих» витражей была довольно высокой. «Подражания» же стоили значительно дешевле.
Подобные имитационные техники имели достаточное распространение и за рубежом. О них в конце 19 века писали и российские периодические специальные издания. Сообщалось, что в зарубежных имитациях заменялся лишь традиционный для витражей материал, то есть, цветное стекло и проволока из свинца. Однако при этом сохранялась техника, предусматривающая сборку композиции из ее отдельных частей. Но в дальнейшем и такая процедура упростилась. Примером этого служат наиболее известные в имитационных техниках того времени «Диафании». Ее суть заключалась в заклеивании между листами стекла рисунков, отпечатанных на листах желатины. Такие украшения, попадавшие в Россию из-за границы, были достаточно дешевыми.
Другая техника имитации витражей получила название «витрофани». Ее достаточно широко применяют и ныне, например, в современной визуальной рекламе. Только вместо бумаги на стекло наклеивается прозрачная основа с нанесенным цветным рисунком. В начале прошлого столетия один из авторов в статье о витражном искусстве писал, что подобная подделка с живописью на стекле не имеет ничего общего.
Очевидно, что такие «подражания» вызывали отрицательную оценку со стороны специалистов не только из-за отсутствия в них присущих «настоящим» витражам достоинств – изумительного блеска и глубины цвета, но и участия мастера (рукотворности) в их создании. Такие произведения изготавливались сугубо механическим путем, что полностью лишало их уникальности.
Еще одним способом декорирования стекла является декалькомания. Этот способ состоит в том, что изображение, исполненное полиграфически, переводится на какую-либо поверхность. Но в начале прошлого века декалькомания с целью украшения окон применялась довольно редко. Большей частью она использовалась в украшении посуды, давая возможность быстро и дешево наносить на ее поверхность полихромные рисунки.
Более прочной была иная техника имитации витражей, представление о которой дает журнал «Зодчий» за 1902 год. Кратко ее суть состоит в том, что на бумагу с нанесенным на нее клееобразным веществом, наносится по заранее подготовленному рисунку разноцветный порошок. После чего эту бумагу прикладывают к стеклянной плите, которую затем раскаливают. В результате этого бумага с нанесенным на нее клеем сгорает, а порошок приплавляется к поверхности стекла.
Иной образец имитационной техники изготовления мозаичных витражей найден в одном из сохранившихся доходных домов в Петербурге. Больше подобные образцы нигде не встречались. На монолитное узорчатое стекло по обе стороны нанесены полосы, которые имитируют свинцовую проволоку, применяющуюся в мозаичных витражах. Плоскость стекла внутри этих контуров рисунка окрашена. Сходство такой имитации с наборной техникой настолько полно, что раскрыть «обман» можно лишь приглядевшись вблизи. Однако такой способ, хотя и открывает широкие возможности для нанесения на стекло сложных композиций, предопределяет и их недолговечность. Найденные композиции находятся в плохом состоянии.
Зарождение имитации одних материалов иными, более дешевыми, специалисты относят к эпохе эклектики. Но, такое удешевление деталей интерьера, преследовавшее при этом цель придания им солидности и богатства отделки, использовалось до начала 20-го ст. Это же относится и к дешевым имитациям классических витражей.
Сложно установить насколько широкое распространение получили в России конкретные техники имитации витражей, и было ли налажено массовое производство таких подделок. Так как образцы некоторых из них обнаружены лишь в единичных экземплярах. Однако их существование в тот период времени наряду с настоящими витражами очевидно.