Не будет преувеличением сказать, что в XIV веке в Европе произошли катастрофические события - столетняя война между Англией и Францией и Черная Чума. Единственное, что можно противопоставить этим несчастьям – это затронувшее весь континент интеллектуальное возрождение известное нам как Ренессанс. Именно к 1400 году в многовековой борьбе светского и духовного первое стало преобладать над вторым.
Прогресс и модернизация постепенно затронули почти все сферы жизни. Изменения затронули и традиционные технологии ремесла изготовления витражей. В первую очередь, речь идет о новом красящем веществе, которое называлось серебряная протрава. Это вещество позволило совершить настоящий переворот в техническом и эстетическом аспектах этого искусства.
Впервые возникла возможность наносить отчетливые насыщенные тона прямиком на поверхность стекла. Благодаря тонкому слою этого серебряного раствора, появилась целая гамма новых оттенков - от ярко-желтого до темно-оранжевого. Это было особенно применимо для изображения различных предметов из золота, например, корон. Детали, окрашенные серебряной протравой, были особенно яркими, они усиливали отражение света. Серебряное травление сыграло огромную роль в развитии витражного искусства в периоды поздней готики и Ренессанса.
Францисканский монастырь в Кенигсфельдене, Швейцария
Готика постепенно ушла в прошлое, и витражи стали характерной изобразительной формой для Северной Европы. После 1300 года различные искусства этого региона также претерпели дальнейшую трансформацию. И вдохновляла эти изменения Италия. В Риме и Флоренции знаменитый Джотто ди Бондоне и его последователи в попытке придать своим полотнам большую пространственность совершили настоящую революцию в композиции и форме. Художники Северной Европы, «держа руку на пульсе», успешно вводили эти новшества в собственные стили местного значения. В частности, это прекрасно видно на примере окон церкви францисканского монастыря в Кенигсфельдене, Швейцария. А например, в Германии 30-е годы XV века художник Ганс Акер создал окна для часовни в Ульмском Соборе, которые знамениты великолепным сочетанием декоративного цвета и формы.
Бессерер в Ульмском минстере
Согласно некоторым источникам, мастер-миниатюрист из северной Италии Бельбелло да Павиа стал автором фигур пророков для нового готического собора в Милане, выполненных в той же стилистике. В начале XVI века традиции северного реализма и южного классицизма слились воедино в непревзойденной привлекательности Высокого Ренессанса.
Миланский собор
При всем при этом в Италии витражи традиционно считались зачастую несовместимыми не только с солнечным климатом, но и с рациональным мышлением местных художников, творящих в жанре классицизма. Однако несмотря на то, что витраж не был здесь так распространен, как на севере, многие созданные в Италии работы являются наиболее оригинальными и восхитительными окнами того периода. Интересно также и то, что зачастую замыслы витражей, разработанные художниками, чьим основным направлением были скульптура или живопись, достигали совершенства, сравнимого с мастерством тех, кто специализировался исключительно на витражах.
Итальянские скульптуры Донателло и Лоренцо Гиберти и живописцы Андреа дель Кастаньо и Паоло Уччелло создали 44 поразительных эскиза для производства панорамных окон, окаймляющих барабан величественного купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, и для окон в проходе и трансепте. Примечательно, что в этих работах 1440-х годов представлены почти все современные изобразительные воззрения раннего итальянского Ренессанса. И хотя авторство этих полномасштабных эскизов не оставляет сомнений и принадлежит вышеупомянутым художникам, цветовые акценты и контрасты вполне могли создаваться в сотрудничестве с мастерами-стеклоделами.
Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции
Среди наиболее прелестных нововведений Раннего Ренессанса стоит отмтетить медальоны серебряного травления. Они редко превышали тридцать сантиметров в диаметре, и несмотря на то, что впервые появились в Англии, быстро стали неизменным атрибутом стекольного искусства в нижней Фландрии.
На первую половину XVI века пришелся последний расцвет средневекового витражного искусства. В этот период было изготовлено беспрецедентное количество витражного стекла, в большинстве своем отличного качества. Плеяда непревзойденных мастеров итальянского Высокого Ренессанса, таких как Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи и Микеланджело Буанаротти, навсегда изменила концепцию визуального искусства в Европе. У них получилось слить воедино человеческую духовность с божественным началом. Чтобы достичь этого нужно было в корне пересмотреть принципы классического искусства и материализовать в них гуманистические устремления.
Как и на другие жанры Высокого Ренессанса на витражное искусство повлияли идеи, завезенные из Италии.
Итальянские уроки были быстро усвоены такими выдающимися художниками как Альбрехт Дюрер. Он и его последователи сумели совместить южные идеи с неповторимым северным духом, в котором все еще чувствовалось наследие поздней готики. Безупречный классицизм Высокого Ренессанса вдохновил северных мастеров на абсолютно новое применение витражного стекла. Строгость пропорций и монументальность форм Высокого Ренессанса были соединены с реализмом и декоративностью искусства северной Европы. Результатом такого союза стали образы, которые сочетали в себе поистине царское величие, пышное великолепие и изобразительную силу.
В период Высокого Ренессанса произошло очередное стилистическое обновление витражного искусства, которое стало возможным благодаря существенным техническим усовершенствованиям. Среди них следует отметить, во-первых, увеличение размеров, повышение уровня чистоты и прозрачности цветного и белого стекла, и, во-вторых – введение в обиход наряду с уже существующей серебряной протравкой красной гематитовой протравки. В творчестве Энграна Лепринса серебряная протравка применяется на больших площадях ярко окрашенного стекла. В начале XVI века Энгран с братьями создавал оригинальные витражи, которые во многом определили уровень художественного творчества региона. Очень часто Энгран строил всю композицию на эффекте золочения с помощью серебряной протравки. Это прекрасно видно в его работе «Дерево Иессея» для собора святого Этьена (Бове, Франция). Протравка мерцает и сверкает, и это замечательно гармонирует с насыщенным синим и красным цветом стекла, которое ее окружает.
«Дерево Иессея» для собора святого Этьена (Бове, Франция)
В начале XVI века технлогические нововведения и новые эстетические веяния позволили уменьшить количество и упорядочить переплеты в эскизах и на готовых окнах. До этого обилие толстых искривленных линий умаляло впечатление просмотра. Такие новые технологии как травление, пескоструйная обработка и роспись непрозрачной эмалью по всей площади стекла, позволили добиться того, что визуальные эффекты стали лучше сочетаться. Тем не менее, традиционное цветное стекло по-прежнему оставалось в основе технологии. Составленные в начале XVI века витражи отличались беспримерным многообразием технологий и материалов, которые использовались для осуществления сложнейших визуальных эффектов. Художники этого периода ставили гармоничность художественной идеи и цветовые эффекты над искажением форм и эмоциональной выразительностью.
В Голландии и Фландрии объединение местного реализма с итальянской широтой формы оказалось плодотворным и привело к появлению поистине величественных пропорций. В это время в Брюсселе разместился двор священной Римской империи, что способствовало почти неограниченному увеличению размеров самых знаменитых окон.
Фламандский живописец Бернарт ван Орлей написал эскиз первого из двух гигантских окон, расположенных друг напротив друга в трансепте Брюссельского собора. Окно было установлено в 1537 г. На нем изображен император Карл V и его супруга Изабелла Португальская, которые поклоняются Святым Дарам. Их сопровождают фигуры Карла Великого и святой Елизаветы Венгерской. На втором окне, установленным напротив годом позже, изображен король Венгрии Лайош II и его жена Мария Австрийская, сестра Карла V. Эти работы считаются высшим достижением витражного искусства XVI века благодаря тщательности пескоструйной обработки стекла, приглушенному богатству цвета и аллегорически божественному синему фону.
Два брата Дирк и Вутер Крабеты стали основоположниками столь же грандиозного, но чуть менее декоративного стиля в Нидерландах. Эти одаренные стеклоделы продолжали у себя на родине традиции зрелого итальянского Высокого Ренессанса. Братья написали эскизы и выполнили несколько окон для Церкви Святого Иоанна в родном городе Гауда. В частности, в рамках заказа Дирк Крабет создал композицию «Изгнание Илиодора из храма», в которой энергично сливаются воедино фон и структура одноименной фрески Рафаэля (Ватиканский дворец, Станца д’Элиодора). Эта работа показывает глубокое осмысление и понимание северным мастером принципов итальянского Высокого Ренессанса.
Работа Дирка Крабета
Работы многих голландских и фламандских художников отличает стремление к замысловатости, к сложности и детализации композиции. Как следствие все внутренние сегменты окна были заполнены. В творчестве Бернарта ван Орлея и Дирка Крабета эта тенденция отчасти уравновешивалась осторожным вторжением в глубину фона. Такие превосходные работы появлялись в Нидерландах и других странах до конца XVI века. Надо отметить, что в этот период фламандские стеклоделы и художники главенствовали в витражном искусстве всей Европы. Их приглашали на работу сначала в Англию, а затем в Испанию и в Милан. К примеру, окна для Миланского собора создавались почти до самого конца XVI века при активном участии Дирка Крабета.