История витражей »

История витража в России до эпохи модернизма (XX век)

Предыстория

В Российской науке отсутствуют исследования об истории витражей в России вплоть до 20-х г.г. XІX в., то есть начала их отечественного производства. Приняв христианство от Византии, Древняя Русь в устройстве храмов следовала уже устоявшимся церковным канонам. В Византии же до XII ст. витражи использовались лишь при убранстве отдельных церквей. В исторической науке имеются отдельные подтверждения использования в Древней Руси цветных стекол в культовых постройках и богатых домах домонгольского периода. Однако это декоративное остекление было эпизодическим и не оказало особого влияния на дальнейшую практику древнерусского строительства. 

В отличие от средневековой Европы в Древней Руси широкому распространению витражей не способствовали сложные природно-климатические условия и иное пространственное обустройство церквей и храмов. К тому же, в православии существовал запрет на написание икон на стекле, так как считалось, что его хрупкость передается и образу святого, изображенному на такой иконе.

В светских постройках использовать разноцветное стекло для окон не запрещалось. Здесь все зависело от достатка хозяина и его ввоза из-за границы. Стекло, являясь привозным товаром, было достаточно дорогим. Поэтому в окна вставлялись различные полупрозрачные материалы: рыбьи пузыри, промасленная бумага и слюда. Окна, закрытые кусочками слюды различной формы, которые иногда имели цветные подкладки из бумаги, а сверху покрывались оловянными или жестяными накладками, внешне были похожи на витражи. Такие окна нередко также расписывали различными изображениями и геометрическими орнаментами. Их и можно в некотором приближении назвать аналогами живописных витражей, которые существовали в средневековой Европе. 

В России первые заводы по производству стекла появились лишь в 30-е г.г. XVII в. Однако они производили практически только посуду, поэтому оконное стекло по-прежнему ввозят из-за рубежа и оно остается редким и дорогим товаром. Отсюда и редкость остекления окон, а тем более цветного. Оно имелось только в домах наиболее богатых князей, бояр и некоторых других представителей русской знати. Так, в доме князей Голицыных и палатах боярина Нарышкина имелось остекление, аналогичное полноценным наборным витражам, цветные стекла можно было видеть в Коломенском дворце и резиденции патриарха Филарета.




Коломенский дворец

В эпоху Петра І в России начинается производство оконного стекла, что закладывает основы развития витражного искусства в XIX столетии. В XVIII же веке особый спрос на цветное стекло, например в Петербурге, не наблюдался. Основная потребность была в обычном оконном стекле. Но, некоторый импорт цветных витражей все же имел место, так как единственная в России Усть-Рудицкая фабрика, производившая цветное стекло, не могла его полностью заменить. 

Наиболее ранние витражи появляются в русских зданиях, возведенных в период царствования Екатерины II. В 70-90-х г.г. XVIII века в Петербурге и некоторых провинциальных городах России возводится ряд зданий в псевдоготическом стиле, окна которых имели полихромные стекла. Однако образцы цветного остекления этого периода не сохранились.

Таким образом, можно сделать вывод, что архитектура классицизма не востребовала витражное искусство. Ее строгие формы требовали единения с монументальными скульптурными композициями. А цветные витражи, по мнению архитекторов того времени, уводят мысли человека в сферу некоего иррационализма и мистики, создавая для этого особое настроение в интерьере здания.

Поэтому начало истории непосредственно русского витража можно отнести к эпохе эклектики, которая претворила мировоззрение романтиков в зодчество.

Эпоха эклектики и романтизма

В 20-е г.г. XIX века собственно и начинается история русского витража, как наиболее отвечающего мировоззрению романтической эпохи и соответствующего эклектическому методу в архитектурной практике того времени.

Витражи в эпоху романтизма рассматриваются не в качестве простого приложения к архитектурному сооружению или элементов его интерьера, а как эмоциональное художественное произведение, несущее смысловую нагрузку. К тому же, совершенствование качества стекла вследствие развития его производства, открытия в областях цветосветовых проблем и оптики существенно обогащают символику витражей.

В начале XIX столетия в Западной Европе входят в моду так называемые «транспарантные картины». Изображение на этих двусторонних акварелях можно было увидеть, только осветив их направленным искусственным светом. Такие же картины появляются и в России уже в 30-е годы этого же столетия, показ которых станет целым ритуалом с использованием музыки. Эта транспарантная тематика и цветосветовые эффекты распространяются и на театрально-декорационное искусство в России.

Первым из ретростилей в период эклектики сдает псевдоготика. Витражи являются ее необходимой принадлежностью. Цветные окна устанавливаются в Коттедже и церкви Святого Александра Невского, башне-часовне в Царском селе, в императорских дворцах и дворянских особняках.




Церковь Святого Александра Невского. Петергоф.

В XIX веке вместе с европейской теорией происхождения готического стиля существовала и «арабская». С этой точки зрения витражи считали не только обязательным атрибутом средневековой европейской архитектуры, но и всего восточного зодчества. Этим можно объяснить использование полихромного остекления в «восточной» стилистике, хотя оно и исторически достоверно, так как цветные стекла используются в восточных странах до нашего времени.

В 70-е г.г. XIX столетия вследствие активизации русско-немецких контактов в архитектуре России получает распространение неоренессанский стиль. Это особенно проявляется при строительстве дворцов и особняков в Петербурге. При этом витражи в них полностью отвечают эпохе-прообразу - ренессансу, то есть эпохе Возрождения, произведения которой многими представителями знати коллекционировались в России.

С 30-х г.г. этого же столетия русские зодчие начинают обращать внимание на отечественную древность. Декоративное цветное стекло применяют при строительстве гражданских зданий в «русском» стиле и при сооружении церквей и храмов.

В этот период витраж подчеркивал сам факт применения цветного стекла, которое вызывало ассоциации с историческим прошлым. Кроме того, витражи выполняли функцию замыкания интерьера, то есть отгораживания от окружающего мира. Наблюдалась и некая закономерность в установке витражей в жилых помещениях. Цветные стекла, как правило, устанавливались в будуарах, курительных и прочих комнатах, предназначенных для отдыха.

Витражи начинают находить применение и в культовых сооружениях, не смотря на то, что это противоречило многовековой православной традиции. Так, только в Петербурге за период с 1820 по 1910 год можно насчитать более 30 храмов, в той или иной мере украшенных витражами. При этом картины на стекле использовались как при сооружении новых церквей, так и при обустройстве существовавших ранее.

Как вывод можно отметить, что в течение XIX века витражи широко использовались при возведении как светских, так и культовых сооружений.


Комментарии:

Оставить комментарий через Вконтакте:



Оставить комментарий через сайт: