История витражей



История витражей - это сотни лет истории религии, искусства и техники. В этом разделе вы можете прочесть о том, как зарождалось витражное стекло, как происходило его становление, о расцвете витража в готический период, о его упадке в период Реформации, о возрождении и новом дыхании в периоды неоготики, модерна и ар-деко. Все статьи снабжены иллюстрациями, чтобы сделать чтение не только познавательным, но и наглядным.

На рубеже XIX - XX веков в создании российских витражей преобладали классическая наборная, расписная и комбинированные витражные техники. Однако, во многих доходных домах того времени встречались и иные техники, о которых предпочитали умалчивать. Речь идет об имитациях или просто подделках.


К началу XIX ст. стекольное производство было довольно развито в России. А уже в 1880-х годах вместе с техническим прогрессом и созданием крупных акционерных компаний наблюдается значительный подъем в этой отрасли. Все большее распространение приобретает и производство витражей.


Российской архитектуре XIX ст. и начала XX в. характерно широкое использование витражей при строительстве различных зданий. К тому же, цветные стекла стали появляться и в окнах православных церквей. Прежде, в культовом зодчестве Древней Руси, витражи, как таковые, отсутствовали. К тому же православие запрещало написание икон на стекле, считая, что хрупкость этого материала передается и образу святого на иконе.


Витражи в эпоху романтизма рассматриваются не в качестве простого приложения к архитектурному сооружению или элементов его интерьера, а как эмоциональное художественное произведение, несущее смысловую нагрузку. К тому же, совершенствование качества стекла вследствие развития его производства, открытия в областях цветосветовых проблем и оптики существенно обогащают символику витражей.


В первой половине двадцатого века Движение искусств и ремесел и ар-нуво сошли на нет, а на их место пришли ар-деко, дадаизм, расцвели пуризм и сюрреализм, началось зарождение международного стиля.


Льюис Комфорт Тиффани считается самым ярким представителем витражного дела в стиле ар-нуво. Он родился в богатой семье: отец Чарльз основал собственную ювелирную компанию «Тиффани и К». Льюис много путешествовал по Европе и Северной Африке, в Париже занимался изучением живописи. Во время поездок его восхитил вид витражей Шартрского собора, и примерно в то же время он познакомился с идеями Уильяма Морриса, что и оказало влияние на его решение посвятить себя декоративному искусству.


Конец XVIII и начало XIX века были водоразделом эпохи политических и технических революций, в корне изменивших жизнь европейцев. Небывалыми темпами шли преобразования транспорта и промышленности. В это же время в Западной Европе, в частности в Англии и Франции, к власти пришли новые силы. В связи со всеми этими событиями в Англии, где последствия промышленной революции выразились с наибольшей наглядностью, многие обеспокоились ухудшением социального климата страны. Поиски столь нужных социальных и художественных идеалов, а также ностальгические настроения в искусстве, пришедшие с эпохой романтизма, привели к возрождению готики. Уже к середине XIX века неоготика стала господствующим стилем в архитектуре и дизайне.


Большую часть XVI века уровень поистине выдающихся работ голландских и фламандских мастеров оставался непревзойден. Увы, всего за одно последующее поколение поразительная красота и высокие технологические стандарты витражного искусства испытали настоящий кризис на территории всей Европы. В середине XVII века свет не увидел, пожалуй, ни одной значимой крупномасштабной работы. Причиной этому явлению послужила разразившаяся в эти годы протестантская Реформация и упорное сопротивление католической церкви. Очевидно, что за внешним теологическим фасадом Реформации стояли вполне конкретные политические мотивы. Их следствием стали вспыхнувшие беспорядки, которые потрясли всю Европу и пагубно сказались на всем искусстве.


Не будет преувеличением сказать, что в XIV веке в Европе произошли катастрофические события - столетняя война между Англией и Францией и Черная Чума. Единственное, что можно противопоставить этим несчастьям – это затронувшее весь континент интеллектуальное возрождение известное нам как Ренессанс. Именно к 1400 году в многовековой борьбе светского и духовного первое стало преобладать над вторым.


Считается, что переход к готическому стилю начался после того, как аббат Сугерий возвоел в 1144 году апсиду в королевской церкви аббатства Сен-Дени. По всей площади окна церкви были расположены вертикальные ряды витражных ронделей и медальонов. При этом в каждом медальоне был изображен какой-то один важный эпизод из истории, выполненный в ярком, можно сказать, бодром стиле, которого так недоставало более статичным персонажам романского стиля.


История цветного стекла берет свое начало глубоко в древности веков. В масштабах эпох можно считать, что практически одновременно с открытием бронзы ранние культуры людей впервые смешали несколько компонентов и получили абсолютно новую субстанцию: стекло.


В настоящее время витражами украшают не только церкви и дома знати. Ими украшают многие интерьеры, и совсем не обязательно, что витраж используют только в оконных проемах. С их помощью оформляют дверные проемы, фальшпроемы в стенах, ниши, оконные фрамуги. С участием витражей можно делать стойки бара, межкомнатные перегородки, плафоны и абажуры, оформлять стены бассейна, дверцы стенных шкафов, аквариумы и даже потолки.


Витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.


Выдающиеся произведения витражного искусства были распространены в средние века по всей Западной Европе и особенно обильно во Франции и Германии - в странах, которые занимали в живописи по стеклу ведущее положение. Лишь под влиянием образцов, создаваемых в этих странах, появлялись витражи и у других народов Европы - в Италии, Англии, Нидерландах, Испании, Польше, Чехии, - конечно, всегда с отличительными признаками национального своеобразия. По-видимому, особенным совершенством отличались чешские витражи.