История витражей »

Стекольное производство в России и изготовление витражей на рубеже XIX-XX вв.

К началу XIX ст. стекольное производство было довольно развито в России. А уже в 1880-х годах вместе с техническим прогрессом и созданием крупных акционерных компаний наблюдается значительный подъем в этой отрасли. Все большее распространение приобретает и производство витражей. В конце XIX - начале XX вв. для этой цели широко применяется бесцветное, цветное и зеркальное листовое оконное стекло. Зеркальным стеклом в те времена называлось листовое легерное стекло, которое получали путем правления обычного листового стекла на чугунной плите и медленного его остывания в особых отделениях печей. После соответствующей его обработки и шлифовки выходило высококачественное гладкое и ровное стекло, блестящее с обоих стон наподобие зеркала. Оно применялось как для остекления зданий, так и для выполнения декоративных работ .

К началу ХХ в. основное производство листового стекла приходилось на Мальцовское Товарищество, стекольные заводы Нечаева-Мальцова и группу предприятий Северного стекольно-промышленного общества (Петербургская губерния). Кроме оконного стекла в ассортимент их продукции входило цветное и декорированное стекло. К этому времени производство зеркального стекла оказалось разделенным как бы на две отрасли – непосредственное изготовление такого стекла и его отделка. Кроме уже упоминавшегося Северного стекольно-промышленного общества, зеркальное стекло производили также Русско-Бельгийское общество (Рязанская губерния), Московское общество (Калужская губерния), заводы Амелунга (Лифляндия) и «Роккало-Коскис» (Финляндия). Его дальнейшая отделка производилась на десяти фабриках, наиболее крупными из которых являлись предприятие братьев Оффенбахер (Петербург) и стеклоотделочная фабрика М. Бера (Москва).




В отделочных и художественных мастерских, открытых при таких фабриках, было организовано и изготовление витражей. Вначале эти мастерские работали под руководством иностранных мастеров на импортном привозном сырье. Материалы для изготовления мебельных витражей и художественно оформления оконных стекол, поступали также со складов Цейшке, Седова, Парвиайнена и К° и Руссова (стекла фирмы Тюрнера). В 1898 -1902 г .г. крупные партии стекол для художественных работ поставлял Линдер, представлявший мюнхенскую мастерскую Цетлера. При этих складах также открывались мастерские, выполняющие разнообразные художественные стеклянные работы, в том числе изготавливали и витражи.

Некоторые российские стекольные заводы (наиболее крупные из них - заводы Бъерклунда, Кованько, Эберта) прямо не занимались выпуском художественного стекла, изготавливая листовое и зеркальное стекло, предназначенное непосредственно для обычного остекления окон. Однако на этих заводах выполнялось гравирование и травление цветных и бесцветных стекол. Что, в принципе, приблизило такие работы к художественному их виду и превратило в одну из разновидностей работ по изготовлению витражей.

Большая часть российских художественных мастерских, которые изготавливали витражи, работала практически в изоляции, используя лишь материалы, выпущенные заводом, группой предприятий или поставленные складом, при которых они были открыты. Такое положение вещей было характерно в те времена и для витражных мастерских в странах Европы. Наибольшее количество витражных мастерских в тот период насчитывалось в Петербурге. Так в столице Российской империи в период с 1890 по 1917 годы такую деятельность осуществляли порядка 20 мастерских. Ими изготавливались витражи практически для всех регионов России. Хотя существовала и определенная конкуренция со стороны заграничных ателье, но их количество в России было незначительным. А ведь еще в период 1880-90 гг. для выполнения отделочных или художественных работ, связанных со стеклом, приглашались в основном иностранные мастера. Однако, уже в 90-х годах 19-го века в России и, прежде всего в Петербурге, началось формирование собственных кадров в этой отрасли. Так, в 1895 г . такая подготовка мастеров была организована Императорским обществом поощрения художеств, а в 1899 г . и Центральным училищем технического рисования (барон А.Л. Штиглиц).




Все это является свидетельством того, что к началу нового 20-го века витражное искусство в России получило новый толчок в развитии. Разноцветные окна и витражи уже не представляли собой предмет роскоши, так как стали доступными широкому кругу домовладельцев. Именно в начале нового столетия использование витражей для украшения самых разнообразных зданий начало приобретать массовый характер. Множество таких примеров и до нынешнего времени сохранилось в архитектуре различных городов России.



Комментарии:

Оставить комментарий через Вконтакте:



Оставить комментарий через сайт: