История витражей »

Витражи в православных храмах

Российской архитектуре XIX ст. и начала XX в. характерно широкое использование витражей при строительстве различных зданий. К тому же, цветные стекла стали появляться и в окнах православных церквей. Прежде, в культовом зодчестве Древней Руси, витражи, как таковые, отсутствовали. К тому же православие запрещало написание икон на стекле, считая, что хрупкость этого материала передается и образу святого на иконе.

Однако, господствовавший в XIX ст. в России готический стиль архитектуры, нанес свой отпечаток и на отдельные православные храмы. Это проявлялось в их цветном остеклении. Характерным примером может служить церковь Святого Александра Невского, возведенная в парке Александрия Петергофа, т.н. «готическая капелла». Это было первое культовое строение православной России, в котором для его остекления было использовано полихромное стекло. Практически здание капеллы было украшено витражами.




 Церковь Святого Александра Невского, Петергоф

Исследования древнерусского архитектурного наследия не находят фактов применения витражей при строительстве православных храмов. Даже использование разноцветного стекла в церквях Древней Руси носит исключительно редкий, единичный характер. Не смотря на это, в XIX ст. наблюдается довольно частое использование разноцветных стекол в церквях, построенных в «русском стиле». Однако в большинстве вариантов изображения на этих стеклах-витражах не отражали стилистику и иконографию древнерусского искусства.

К XVIII в. наблюдается и изменение отношения к иконе. Ее теперь воспринимают не только как лик святого, то есть предмет, которому поклоняются, а и признают как произведение искусства. Причем иконы начинают оценивать по технике их исполнения. К концу XVIII - началу XIX в. иконостасы и киоты православных церквей пополняются иконами, выполненными на различных материалах, в том числе и на стекле.

До настоящего времени сохранились сведения о 2-х иконостасах, исполненных в виде витражей. Один украшал церковь Лейб-гвардии Кирасирского полка (Царское село), второй находился в Иоанно-Успенской церкви (Харьков). Изображения святых на этих иконах из стекла под просвечивающим солнечным светом, как бы приобретали подвижность, благодаря светотеневым эффектам.




 Церковь Лейб-гвардии Кирасирского полка (Царское село) 

Свой вклад в использование витражей в православных церквях и храмах был внесен и сооружениями эпохи классицизма. Предвестником витражей в православных храмах можно считать окна-люминарии на куполах. В храмах Петербурга этой эпохи люминарии закрывались желтым стеклом с изображенным на нем Всевидящим оком. Эти желтые люминарии не были похожи на цветные витражи эпохи готики и воспринимались как элемент интерьера. Но факт остается фактом, цветное стекло с нанесенным на него изображением «вторглось» в православные храмы.

На протяжении XIX ст. картины на стекле стали устанавливать и в строящиеся, и в уже существующие православные церкви. Витражи можно было наблюдать в разнообразных церквях и храмах, как в Петербурге, так и в разных городах России.

Как вывод, можно утверждать, что, начиная со 2-й половины XIX ст., витражи прочно вошли в обстановку православных храмов и церквей России.


Комментарии:

Оставить комментарий через Вконтакте:



Оставить комментарий через сайт: