История витражей »

Витражи в XX веке

В первой половине двадцатого века Движение искусств и ремесел и ар-нуво сошли на нет, а на их место пришли ар-деко, дадаизм, расцвели пуризм и сюрреализм, началось зарождение международного стиля.

В Америке на рубеже девятнадцатого и двадцать первого века все еще господствовало Движение искусств и ремесел, особый пик которого пришелся на 1890-1910 годы. К 1920 году большинство художественных гильдий и колоний, талантливых дизайнеров начали применять механизацию, выступать за демократическую народность, основы которой лежат в абстракции и простоте.

Одними из самых талантливых дизайнеров того времени являлись братья Генри Матер Грин и Чарльз Самнер Грин, которые в своей работе сочетали высокое мастерство исполнения и почтительность к материалам. Главным в их творчестве стал принцип комплексной архитектуры, который заключался в гармоничности обстановки, пейзажей и зданий с красотой материала во главе. Братья достигли пика выразительности в целой серии зданий, среди которых был дом Дэвида Гэмбла и особняк Роберта Блэкера, которые получили эпитет «идеальные бунгало». Проработанные до мелочей проекты зданий нуждались в индивидуальном дизайне и штучном исполнении по спецификациям Гринов витражей, мебели, металлических изделий, осветительных приборов, любителей, которые решили попробовать себя по части абажуров и ламп наряду с другими инструкциями «сделай сам» для начинающих вышивальщиц и красногвардейцев.




Дом Дэвида Гэмбла (Пасадена, Калифорния)

Дард Хантер (Уильям Джозеф Хантер), дизайнер, который еще с ранних лет интересовался дизайном и книгами, в 1903 году занялся изучением технологий изготовления витражного стекла. Он создавал дизайн абажуров, оконных витражей и осветительных приборов, пользуясь стеклом «Мастерских переливчатого стекла» из Индианы. Ранние витражи этого автора вошли в список лучших работ Движения искусств и ремесел.




Одно из окон Дарда Хантера в отеле «Ройкрофт Инн»

Довольно разносторонним персонажем этого же направления являлся Фрэнк Ллойд Райт, который обучался в Чикаго на фирме Луиса Салливена. Он был одинаково талантливым дизайнером и архитектором, а спектр его работ включал самые разнообразные здания от небольших приземистых строений до уникального музея Гуггенхейма и роскошного особняка «Водопад», принадлежавшего Эдгару Кауфману. Карьера Райта продлилась семь десятилетий. С 1898 по 1912 год он активно работал с витражными стеклами в свинцовых переплетах, а затем переключился на белое стекло для окон. В более ранний период Райтом свободно использовались витражи в дверях, окнах, осветительных приборах и плафонах, которые гармонично сочетались со штучными аксессуарами, тканями, мебелью.

Райт всегда был сторонником механизации, и высоко ценил ее значение для производства качественных и недорогих стекол. Он понимал, что именно стекло способно с наибольшей экономичностью и экспрессией, чем любой архитектурный материал, воспроизводить узор в пространство, а также создавать различные световые эффекты. Стиль Райта чаще всего был основан на абстрактных растительных мотивах и не требовал больших трудовых затрат.




Окно дизайна Райта в доме Фредерика Роби

Райт был постоянно одержим новыми идеями и регулярно проводил эксперименты с переплетами, пытаясь добиться их чистого дизайна. Меняя ширину и покрывая их разными материалами, он использовал их как самостоятельные декоративные элементы. Для изготовления окон Райт отдавал предпочтение прозрачному стеклу, простым и абстрактным проектам, которые не перебивают виды, открывающиеся снаружи. Его взгляды были обобщены в теоретическом эссе, написанном для журнала «Архитектурные записки». Райт заявил, что его удручает стремление к реализму в оконном стекле, в результате которого происходит смешение образов и вида из окна. По его мнению оконные узоры всегда должны оставаться строго нейтральными.

Движение искусств и ремесел во всем мире сошло на нет, и реформаторство переместилось в Германию. Был смоделирован новый центр — Баухауз, в котором молодые дизайнеры и художники преподавали разнообразные дисциплины. Но его курс мастерства витражного дела прожил достаточно короткий срок и к 1933 году был удален из учебного плана.

Рожденный работами Фрэнка Ллойда Райта витражный абстракционизм развивался в Баухаузе благодаря стараниям Тео ван Дюсбюрга, основавшего в Дании вместе с Питом Мондрианом авангардную группу под названием «Де Стиль». В 1920-1930 годы главными лидерами в витражном деле стали художники из группы Торна Приккера. По национальности датчанин, он преподавал в нескольких германских академиях и относился к движению символистов. Поддавшись влиянию ван де Велде, он решил оставить живопись ради дизайна, создавая работы вначале в кубистском стиле, а позже - экспрессионистском. Дело Торн Приккера после его смерти в 1932 году продолжили его ученики — Генрих Кампендонк и Антон Вендлинг.




Окна в соборе Святого Георга в Кельне работы Яна Торн Приккера

По окончанию войны весь мир был захлестнут волной строительства. Без обширных строительных программ было невозможным оживление и реконструкция экономики, в результате чего спрос на витражное стекло светской и религиозной тематики значительно вырос. Заменой и реставрацией поврежденных окон в соборах занимались такие мастера как Жорж Руо, Анри Матисс, Фернан Леже. В городах, где находились крупные соборы, снова были возрождены мастерские по изготовлению витражного стекла.

Многие художники и стеклоделы, такие как Альфред Манессье, сделав несколько пробных заказов, решили полностью переключиться на работу со стеклами. В Америке и Европе художники начали работать в таких стилях, как экспрессионизм, абстракционизм, поп-арт и занимались разработкой новых технологий. Был изобретен стеклопрокат, благодаря которому стало возможным вставлять стекла в бетон, усиливая их прочность. Это дало возможность создавать полностью стеклянные стены, такие как витражная цельностеклянная башня Музея современного искусства, выполненная Габриэлем Луаром из Шартра.




Часовня Благодарения (Даллас, Техас). Витражи работы Габриэля Луара

В 70-х годах прославился своими оригинальными скульптурами из выдувного стекла Дейл Чихули. В 1971 году он начал сотрудничество в Джеми Карпентером, занимаясь установкой неонового освещения и различных архитектурных проектов из стекла, в том числе, и «Стены Корнинга», представленной в 1974 году. В середине 60-х годов наследие Движения искусств и ремесел перешло к любителям хобби в сельской местности и городах. Техника цветного стекла начала преподаваться на телевизионных курсах, в художественных центрах и популярных журналах. Сегодня цветные стекла можно увидеть на любой ремесленной выставке, на которой профессиональные художники и любители продают свои творения. Конечно, они не имеют ничего общего с теми шедеврами, какими являлись величественные окна Шартра, и нововведениями «Тиффани Студиос», и рассчитаны больше на туристический рынок. Но даже эти грибы и птички в горных районах, рыбки и лодки в море в какой-то мере воплотили в жизнь главную идею Движения искусств и ремесел — внедрить предметы ручной работы в каждый дом.

В конце двадцатого века во все жанры проник плюрализм, который оказал влияние на развитие производства цветных стекол. Художники и мастера начали находить все новые варианты применения материала, чему одним из первых примеров стала стеклянная занавеска Чихули.




Стеклянная скульптура «Солнце» Дейла Чихули



Комментарии:

Оставить комментарий через Вконтакте:



Оставить комментарий через сайт: